Версия для печати

Ответы ФАС на самые распространенные жалобы поставщиков

11.04.2019

Поставщики часто жалуются на проблемы, с которыми сталкиваются в закупках. Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов рассказывает, как поставщики могут их избежать и куда обращаться в наиболее запущенных случаях.

Проблема 1: Слишком сложные правила.

Большинству поставщиков трудно принять участие в закупке и правильно оформить документы, т.к. действует много разных правил. Сферу закупок в России регулирует сразу несколько законов: ГК РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, которые часто меняются. Действует множество постановлений правительства, которые регулируют разные нюансы - закупки у МСП, преференции для российских товаров и т.д. В эти документы часто вносят изменения, принимают новые, поэтому небольшим компаниям, которые не могут содержать штат юристов, сложно отследить все актуальные правила. Плюс заказчики по 223-ФЗ регулируют свои закупки самостоятельно, у каждого есть положение со своим сводом правил.

Ответ ФАС:

– Указанное обстоятельство не является препятствием к участию в закупках, поскольку наличие нормативно-правовых актов или документов в той или иной сфере свидетельствуют об эффективном законодательном регулировании. К тому же все перечисленные нормы являются гарантиями соблюдения прав и законных интересов, в том числе самих поставщиков. Следует понимать, что многие изменения в документы вносятся с главными целями – обеспечить гласность и прозрачность закупочных процедур, а также развить и обеспечить конкуренцию.

Действительно, согласно 223-ФЗ заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Но и к ним применяются множество нормативно-правовых актов, которые устанавливают такие принципы, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки. В большинстве своем все постановления правительства не мешают поставщикам участвовать в закупках, а в большинстве случаев – упрощают закупочный процесс. Причем вовсе необязательно иметь штат юристов для отслеживания законодательных изменений – закупочное законодательство идет в ногу со временем и отвечает на новые технологические вызовы. В перспективе, систему закупок ждет максимальная унификация и автоматизация.

Проблема 2: Заказчики работают только со «своими».

Многие заказчики работают только со «своими» поставщиками и не хотят работать с новичками. По словам поставщиков, доходит до того, что участвовать в закупках госкомпаний бессмысленно, т. к. результат известен заранее. Заказчики «затачивают» документацию под конкретного поставщика, который и выигрывает закупку. Как правило, это постоянный поставщик заказчика, с которым он привык работать и не рассматривает других.

Ответ ФАС:

– В России действует Закон о защите конкуренции, который направлен на расширение конкуренции, возможности участия в закупках неограниченного круга лиц. Закон в полной мере позволяет «новым игрокам», которые соответствуют установленным в закупочной документации требованиям, выйти на соответствующие закупки. В противном случае, участники, чьи права и законные интересы нарушены действиями или бездействием заказчика, имеют право на их обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Проблема 3: Заказчики ограничивают число участников закупок.

Даже более открытые заказчики сознательно ограничивают число участников закупок, если речь идет о крупных контрактах. Зачастую в документации устанавливаются избыточные требования к условиям и срокам поставки, в результате соответствовать им может лишь ограниченное число лиц, а то и вовсе лишь один участник.

Ответ ФАС:

– Если у поставщика есть факты, свидетельствующие о нарушение 223-ФЗ, то он вправе обратиться в ФАС с жалобой, опять же, согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции. Комиссия ФАС оперативно решает такие споры.

К примеру, в начале 2019 года поступила жалоба от компании ООО «Северная энергетическая компания» на ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 183/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО «РЖД». Начальная цена контракта составляла около 140 млн руб.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия ФАС выявила, что заказчик предъявил к участникам закупки излишние требования, которые ограничивают конкуренцию и противоречат положениям 223-ФЗ. В частности, ОАО «РЖД» требовало у участников закупки наличие опыта по предмету закупки, а также требование о том, что участник закупки должен являться производителем либо обладать правом поставки оборудования по предмету закупки. Установление излишних и неправомерных требований в документации, а также ограничение допуска участников к закупке противоречат положениям 223-ФЗ, в частности не соответствуют принципу равноправия участников закупки.

Проблема 4: Заказчики задерживают оплату.

На рынке много неблагонадежных заказчиков, которые задерживают оплаты выполненных работ или вообще не могут заплатить после поставки товара/выполнения услуг.

Ответ ФАС:

– Контроль исполнения договора не входит в компетенцию ФАС России. Споры, возникающие в рамках исполнения обязательств по договору, носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены в судебном порядке.

При этом для защиты субъектов малого и среднего предпринимательства по постановлению Правительства № 1352 «Об особенностях участия субъектов МСП» у заказчика есть обязанность – установить в закупочной документации положение о предельном 30-дневном сроке оплаты исполненных обязательств по договору в рамках 223-ФЗ.

Постановление, кстати, устанавливает субъектам МСП особый статус для участия в закупках. К примеру, там прописан исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе потребовать от участника закупки, чтобы подтвердить статус субъекта МСП.

Проблема 5: поставщика никто не защищает.

Поставщика в закупках никто не защищает. Часто он остается один на один с неблагонадежным заказчиком. теряет время и деньги.

Ответ ФАС:

– Определенно это утверждение миф. Для защиты своих прав и законных интересов участники закупок вправе обратиться в ФАС России с жалобой на действия или бездействие субъектов контроля 223-ФЗ в соответствии с требованиями, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а также в судебном порядке в соответствии с требованиями арбитражно-процессуального законодательства.

Автор: Ангелина Зеленькова, портал «Торг уместен»

Источник: umestentorg.com


0

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте!
 
Ищите наc в соцсетях!

КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ
ТЕХНИКА ОНЛАЙН
             

 

Как это работает!

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ
МАРКИРОВКА
МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

            

С электронной подписью!

Задать вопрос

 
Календарь мероприятий
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930