Версия для печати

Федеральный закон о контрактной системе с 1 января заменил 94-ФЗ

20.01.2014

Главным отличием 44-ФЗ является то, что в нем прописан, по сути, сплошной закупочный цикл, который должен обеспечить прозрачность результатов, начиная от планирования закупки, приема работ и заканчивая анализом конкретных результатов.

Существенным нововведением стало планирование. Появляется возможность прослеживать процесс закупок с того момента, как заказчик определил, в чем появилась потребность. Из прогноза это идет в план закупок и затем в план-график. По существу, это уже обязательство, которое показывает, что будет закупаться на следующий год.

В 94-ФЗ также были планы-графики, но они не сверялись с тем, что в действительности покупалось. В новом 44-ФЗ появляется четкая последовательность: планирование, завязанное на бюджетировании. Затем  исполнение процедур. Причем все прозрачно и доступно для контроля в информационной системе: будь то отчет заказчика, что именно куплено, как эффективно работает, кому поставляется и даже объем поставки.

Для бизнеса особенно важно, что госзаказчики обязаны составлять и публиковать планы своих закупок. Это позволит лучше подготовиться к подаче заявки и спланировать работу предприятия с учетом возможности размещения госзаказа. Инновационные предприятия извлекут выгоду за счет возможности заключения контракта жизненного цикла (поставка плюс обслуживание и эксплуатация). Это особенно важно в отношении высокотехнологичных товаров, где поставщик и обслуживающая организация  это зачастую единое целое.

Если в 94-ФЗ было два основных акцента – найти и уличить нарушителя и сэкономить средства, то в Федеральной контрактной системе (ФКС) основная цель - результат. За него по ФЗ-44 отвечают заказчик и поставщик. За удовлетворение государственной потребности и за то, что никто не помешал процедурам, отвечает контролер. У участников процесса появляются не только права, но и обязанности нести ответственность за результат, то есть за сроки и качество исполнения госзаказа.

Также в 44-ФЗ вводится институт общественного контроля за закупками и ходом исполнения контрактов, а органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. Есть опасность, что данный пункт нанесет вред бизнесу, поскольку могут появиться недобросовестные лица, которые будут обжаловать решение торгов через суды и шантажировать исполнителей и отвлекать их ресурсы.

Кроме того, в законе установлены случаи обязательного общественного обсуждения закупок. Такие нормы вступят в силу с 1 января 2016 года, до этого же момента обязательно подлежат обсуждению закупки на сумму свыше 1 млрд руб.

Новый закон также позволяет стимулировать рынок, что особенно важно для бизнеса. Раньше добросовестные поставщики практически вытеснялись с рынка из-за невозможности постоянно опускать цену иногда ниже рыночной, их подчас вынуждали вступать в сговор с посредниками, что, по сути, перемещало госзаказ в теневую сферу. 44-ФЗ вводит антидемпинговые меры. Так, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 млн рублей, а участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25 и более процентов ниже начальной, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза выше, чем установлено в документации. В случае если речь идет о закупке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, поставщику необходимо будет представить расчет предлагаемой цены и обосновать ее.

Вместе с тем, с точки зрения бизнеса, введение полуторного обеспечения контракта может привести к отказу некоторых поставщиков от участия в конкурсе, что снизит конкуренцию. При этом вводится более широкий реестр способов размещения заказа. Теперь лазерное оборудование и булавки мы будем закупать по разным процедурам.

По сравнению с 94-ФЗ законом о ФКС предусмотрены дополнительные способы закупок.

  • Первое: конкурс с ограниченным участием. Например, требуется купить сложный товар, поставить который имеют возможность не все поставщики. Необходимо изучить репутацию, квалификацию этих поставщиков. К примеру, возьмем строительные объекты. 
  • Второе: двухэтапный конкурс. Такой вариант размещения заказа проходит, когда заказчику, например, требуется уточнить задание. Это сложная раскладка с включением НИРов, НИОКРов, технологических работ, когда заказчику необходимо помочь с поиском решения. И именно здесь приходит на помощь предпринимательское сообщество – эксперты отрасли. Сначала уточняются критерии закупки – техзадание, затем составляются конкретные предложения. 
  • Третье: запрос-предложение. Такой способ закупок используется, когда у заказчика объективно нет времени на проведение более сложных конкурентных процедур.

Еще одно новшество по сравнению с 94-ФЗ  то, что электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный доход от размещения этих средств. Кроме того, в законе четко прописано, что закупки у субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО должны составлять не менее 15%. При этом 44-ФЗ предусматривает создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех закупках, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта, которая позволит сопоставлять и контролировать информацию о контрактах.

Существенным нововведением 44-ФЗ стало предоставление заказчику и поставщику возможности расторжения контракта в одностороннем порядке в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей контрагентом (но это должно быть оговорено в документации об осуществлении закупки).

Тем не менее у предпринимателей вопросы к закону остались. В частности, статьей 31установлены требования к участникам торгов. Например, это отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и права занимать определенные должности. Предпринимателю - участнику торгов необходимо иметь справку об отсутствии судимости, которую выдают на портале госуслуг. Процедура получения справки - 30 дней. Бизнесмен может просто не успеть ее получить  госзаказ может пройти в более краткие сроки. Также из 94-ФЗ перекочевала спорная норма о начальной (максимальной) цене. Остается вопрос: удастся ли в плане-графике точно указать максимальную цену товара или услуги, которые фактически будут куплены или оказаны через год или даже позже?

Подводя итог, можно сказать, что 44-ФЗ еще предстоит усовершенствовать. В настоящее время, хотя закон был принят в апреле и еще не вступил в силу, в него уже готовится ряд поправок.

Источник: Малый бизнес Москвы


0

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте!
 
Ищите наc в соцсетях!

КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ
ТЕХНИКА ОНЛАЙН
             

 

Как это работает!

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ
МАРКИРОВКА
МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

            

С электронной подписью!

Задать вопрос

 
Календарь мероприятий
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930